СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник УО УКМО
ЗаведующийМДОУДС №39 УКМО
алышев/
' /Н.Н. Пшенникова/
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
УСТЬ-КУТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Для
.ДОКУМЕНТОВ
Принята на заседании
педагогического совета
МДОУ ДС №39 УКМО
Протокол №1 от 31.08.20221.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
*
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида №39
Усть- Кутского муниципального образования
на 2022-2025 годы
г. Усть-Кут
2022г.'
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Паспорт Программы развития ДОУ…………………………………………….4-7
2. Информационная справка…………………………………………………..…….7
3. Концепция Программы развития…………………………………………………9
4. Направления развития воспитанников………………………………………10-14
5. Аналитическое и прогностическое обоснование программы………………....15
6. Проблемный анализ деятельности учреждения………………………………..16
7. Стратегический план действий по реализации программы……………………17
7.1. Целевые показатели эффективности Программы развития…………………18
8. Мероприятия по реализации задач…………………………………………..19-23
9. Система контроля за выполнением основных разделов программы…………23
10. Финансовое обеспечение……………………………………………………….24
11. План материально - технического обеспечения Программы………………...24
12. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
(как желаемый результат)………………………………………………………….25
13. Критерии результативности……………………………………………….. 26-27
Введение
Программа развития Муниципального дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида №39 УКМО на 2022 – 2025
годы и (далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной
организации разработку и утверждение программы развития образовательной
организации. Программа развития является обязательным локальным актом,
наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно.
Программа развития – локальный акт образовательной организации,
определяющий
стратегические
направления
развития
образовательной
организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий
документ развития МДОУ ДС №39 УКМО определяет ценностно-смысловые,
целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные
направления эффективной реализации государственного задания. Программа как
проект перспективного развития МДОУ ДС №39 УКМО призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне
удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного
процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы.
В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности
администрации и творческие инициативы со стороны сотрудников. Выполнение
муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих
комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение
доступности качественного образования в соответствии с показателями
эффективности работы образовательного учреждения.
Результатом работы МДОУ ДС №39 УКМО по направлениям является
повышение эффективности работы ДОУ, высокий уровень удовлетворенности
общества качеством образования, которые являются основанием для ведения
контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную
программу.
Проекты, представленные для реализации плана Программы развития,
рассчитаны на весь период с 2022 по 2025 годы ее реализации.
1. Паспорт Программы развития ДОУ
Основания
разработки
программы
Назначение
программы
для Нормативные требования Законодательные требования
Программа
развития
предназначена
для
определения
перспективных
направлений
развития
образовательного
учреждения, с учетом выявленных недочетов за предыдущий
период. В ней отражены главные направления содержания
образования и организации воспитания, управление дошкольным
учреждением на основе инновационных процессов в
соответствии с ФГОС
Проблемы
Необходимость модернизации всех процессов ДОУ в
соответствии с ФГОС, Закона об Образовании РФ.
Необходимость
эффективного
педагогического
труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Недостаточная готовность и включенность родителей в
управление качеством образования детей через общественногосударственные формы управления. Объективное ухудшение
здоровья поступающих в детский сад детей, сказывающееся на
получении ими качественного образования.
Сроки реализации Программа реализуется в три этапа на период с 2022 по 2025 гг.
программы
1-ый этап – подготовительный (2022-2023 уч.г)
- разработка документации для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.)
для успешной реализации мероприятий в соответствии с
Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной модели развивающего образовательного
пространства.
2-ой этап – практический (2023-2024 уч.г)
апробирование
модели,
обновление
содержания
организационных форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с
Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025 уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое
внедрение и распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в
Программе развития.
Название
Программа
развития
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения детского сада общеразвивающего
вида №39 Усть - Кутского муниципального образования
Нормативные
документы:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от
17.10.2013
N
1155
"Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N
30384);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996р;
- Национальный проект «Образование», утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 3 сентября 2018г. № 10)
- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций
(СанПиН 2.4. 3648-20),
утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении
Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»;
- Приказ министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.11.2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи»;
- Указ президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства».
- Устав МДОУ ДС №39 УКМО;
-Основная образовательная программа дошкольного образования
МДОУ ДС №39 УКМО;
Авторы
Творческий коллектив под руководством заведующего МДОУ
ДС №39 УКМО Н.Н. Пшенниковой
Исполнители
Коллектив МДОУ ДС №39 УКМО
Цели
Обеспечение работы учреждения в режиме непрерывного
развития, направленного на:
- создание в дошкольном образовательном учреждении (далее –
ДОУ) комфортных и безопасных условий для получения
дошкольного образования разными категориями детей;
- освоение педагогами и учебно-вспомогательным персоналом
типа деятельности, способствующего повышению качества
дошкольного образования;
- модернизацию материально-технической базы учреждения.
- содержание программы опирается на актуальный уровень
развития дошкольного образовательного учреждения (далее –
ДОУ), потенциальные возможности коллектива и руководства,
ожидания родителей.
1. Проведение маркетинговых мероприятий по выявлению
запросов родителей на образовательные услуги.
2. Скорректировать образовательный процесс в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом,
основной
образовательной
программой
дошкольного
образовательного учреждения.
3. Разработать мониторинг развивающего оценивания
реализации ООП ДО.
4. Обеспечивать доступность среды для разных категорий детей.
5.Повышать
профессиональную
компетентность
педагогического коллектива.
6.Стимулировать
профессиональную
самоорганизацию
деятельности педагогов, поддерживать инициативу и творчество.
7. Внедрить профессиональный стандарт педагога.
8. Активизировать использование в образовательном процессе
интерактивных технологий и электронных образовательных
ресурсов.
9. Мотивировать педагогов к повышению квалификационной
категории.
10.
Осваивать
эффективные
технологии
социального
партнерства и взаимодействия в интересах ребенкадошкольника.
11. Обогащать предметно – пространственную развивающую
среду
и
материально-техническую
базу
дошкольного
образовательного учреждения (далее – ДОУ) согласно
требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Дальнейшее развитие ДОУ:
- создание образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Задачи
Ожидаемые
результаты
Финансовое
обеспечение
программы
ДО;
- укрепление кадрового потенциала ДОУ;
- укрепление материально-технической базы.
- совершенствование развивающей предметно-пространственной
среды в группах;
- повышение компетентности педагогов в области применения
информационных технологий в образовательном процессе;
- тесное взаимодействие с родителями, участниками
образовательного процесса в ДОУ;
- введение дополнительных услуг, предоставляемых по запросу
родителей;
- создание доступной среды для разных категорий детей;
- рост числа педагогов, имеющих первую или высшую
квалификационную категорию;
- удовлетворенность семей воспитанников услугами ДОУ;
- финансовая стабильность, рост заработной платы и
стимулирующих выплат педагогам.
Осуществляется в пределах текущего финансирования бюджета
ДОУ
2. Информационная справка
Полное наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с
Уставом: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №39 Усть - Кутского муниципального образования.
Лицензия: серия 38 Л01 №0000949 от 03.07.2013г.
Срок действия Лицензии - бессрочно.
Юридический адрес: 666780, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Ломоносова, 56
Фактический адрес, телефон, факс: 666780, г. Усть- Кут, ул. Ломоносова, д.56,
Тел/факс: (395-65)-57-2-25
Адрес электронной почты: E-mail: lady.korablik-2010@yandex.ru
Сайт учреждения: dou39ustkut.ru
Учредитель: Управление образованием Усть - Кутского муниципального
образования в лице А.В.Малышева
Административное управление:
Заведующий – Н.Н. Пшенникова
Заместитель заведующего – Н.В.Черемных
Заместитель заведующего – Т.А. Жданова
Дошкольное учреждение функционирует с 27 августа 1974 года. В детском
саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования.
В МДОУ воспитывается 295 детей, функционирует 11 групп:
- группа раннего возраста (1,6-2 лет)- 1группа
- первая младшая группа (2-3 года) – 1 группа;
- вторая младшая группа (3-4 года) – 2 группы;
- средняя (4-5 лет) – 2 группы;
- старшая (5-6 лет) – 3 группы;
- подготовительная (6-7(8) лет) – 2 группы.
Все группы оснащены мебелью и игровым оборудованием в соответствии с
образовательной программой и возрастными особенностями детей. Предметноразвивающая среда формируется с соблюдением принципов ее построения для
каждой возрастной группы, в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г).
Кадровая характеристика на 01.09.2022 года
Общее количество педагогических работников – 23 человека
• заведующий МДОУ - 1
• заместитель заведующего - 1
• воспитатель – 16
• музыкальный руководитель – 2
• инструктор по физической культуре - 1
• педагог-психолог -1
• учитель-логопед- 1
Укомплектованность кадрами – 85 %.
Средний возраст педагогов – 40 лет.
Образовательный уровень педагогов на 01.09.2022г.
Показатель
Количество педагогов -23
Высшее образование
9 чел./39%
Среднее
профессиональное 14чел./61%
образование
Уровень квалификации
Высшая
квалификационная 3-13%
категория
Первая
квалификационная 3-13%
категория
Соответствие
должности
занимаемой 6 - 26%
Режим работы регламентирован Уставом и Правилами внутреннего трудового
распорядка дошкольного учреждения
12 часовой режим работы (с 07.00 до 19.00 часов)
выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные (по календарю);
организация жизни детей опирается на определенный суточный режим,
который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и
бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим
дня детей в учреждении разработан для каждой возрастной группы с учетом
требований СанПиН.
3. Концепция Программы развития
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и
Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений
ДОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно- коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной
модели организации педагогического процесса, позволяющей ребенку успешно
адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его
социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога,
ребенка и родителей, педагога и родителей.
В этой связи перед работниками ДОУ встала задача создания единой системы
образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе.
Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию
образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации
педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка.
В ДОУ образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая
своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие
компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения
к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для
перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность
здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества,
которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической
педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения
мира ребёнком.
Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи
которой:
право каждого ребёнка на получение дошкольного образования в
соответствии с его особенностями;
признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности
и неповторимости;
деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация
различных способов, форм, методов, их адаптация к условиям ДОУ);
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность:
комплексного
подхода
к
диагностической,
образовательной,
оздоровительной работе;
интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, для
достижения максимального качества образовательного процесса;
создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком были
бы взаимосвязаны.
Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и
воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается, как активный субъект
образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что
решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в
процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок
будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать
себя защищено и уверенно.
В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога
Я. Корчака: «Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его может только тот,
кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и
успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок
всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого
ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт».
Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать
принцип развивающего образования и показатели психического развития как
становление деятельности, сознания и личности ребёнка.
4. Направления развития воспитанников
Направления
развития и
образования
детей
Социальнокоммуникати
вное
Содержание
Развитие
положительного
отношения ребенка
к себе и другим
людям,
коммуникативной,
социальной,
бытовой,
гражданской
компетенции.
Становление
самостоятельности,
целенаправленности
саморегуляции
собственных
действий
Формы работы
Младший возраст
Старший возраст
Игровое упражнение
Индивидуальная игра
Совместная
с
воспитателем игра
Совместная
со
сверстниками
игра
(парная,
в
малой
группе)
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Рассматривание
Чтение
Педагогическая
ситуация
Праздник
Экскурсия
Ситуация морального
выбора
Поручение
Индивидуальная игра
Совместная
с
воспитателем игра
Совместная
со
сверстниками игра
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Педагогическая
ситуация.
Экскурсия
Ситуация морального
выбора
Проектная
деятельность
Интегративная
деятельность
Праздник
Совместные действия
Рассматривание.
Дежурство
Речевое
развитие
Создание условий
для
обогащения
словаря
ребенка,
развитие образной
фонетической
и
грамматической
стороны
речи.
Уделение внимания
развитию
регулирующей
и
планирующей
функции речи, как
важной
основы
произвольного
поведения ребенка.
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Ситуация общения.
Беседа (в том числе в
процессе наблюдения
за объектами природы,
трудом взрослых).
Интегративная
деятельность
Хороводная игра с
пением
Игра-драматизация
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Игра
Познаватель
ное развитие
Совершенствование
познавательных
процессов,
обеспечение
личностной
готовности
к
обучению в школе.
Предупреждение
возможных
Рассматривание
Наблюдение
Играэкспериментирование
Исследовательская
деятельность
Конструирование.
Развивающая игра
Экскурсия
Проектная
деятельность
Просмотр и анализ
мультфильмов,
видеофильмов,
телепередач.
Экспериментирование
Поручение и задание
Дежурство
Совместная
деятельность
взрослого и детей
тематического
характера
Проектная
деятельность
Чтение
Беседа
Рассматривание
Решение проблемных
ситуаций
Разговор с детьми
Игра
Проектная
деятельность
Создание коллекций
Интегративная
деятельность
Обсуждение.
Рассказ
Инсценирование
Ситуативный разговор
с детьми
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Использование
различных
видов
театра
Создание коллекций
Проектная
деятельность
Исследовательская
деятельность.
Конструирование
Экспериментирование
Развивающая игра
Наблюдение
трудностей
в
процессе школьного
обучения
(подготовка
к
обучению грамоте).
Развитие
воображения
и
творческой
активности
Физическое
развитие
Совершенствование
двигательной
активности,
повышение
сопротивляемости и
защитных свойств
организма.
Воспитание у детей
личной физической
культуры.
Формирование
потребностей
в
физическом
совершенствовании,
вооружение
знаниями,
умениями
и
навыками,
воспитание
привычки
к
здоровому образу
жизни.
Художествен
но
–
эстетическое
развитие
Знакомство
с
произведениями
искусства,
овладение
различными
художественными
способами
изображения.
Развитие
потенциальных
способностей
ребенка, воспитание
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная
деятельность
Беседа
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
Рассказ
Беседа
Интегративная
деятельность
Экскурсии
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами
Игровая
беседа
с Физкультурное
элементами
занятие
движений
Утренняя гимнастика
Игра
Игра
Утренняя гимнастика
Беседа
Интегративная
Рассказ
деятельность
Чтение
Упражнения
Рассматривание
Экспериментирование Интегративная
Ситуативный разговор деятельность
Беседа
КонтрольноРассказ
диагностическая
Чтение
деятельность
Проблемная ситуация
Спортивные и
физкультурные досуги
Спортивные
состязания
Совместная
деятельность
взрослого и детей
Тематического
характера
Проектная
деятельность
Проблемная ситуация
Рассматривание
Изготовление
эстетически
украшений
для
привлекательных
группового
предметов
помещения
к
Игра
праздникам,
Организация выставок предметов для игры,
Изготовление
сувениров, предметов
украшений
для
познавательноСлушание
исследовательской
соответствующей
деятельности.
возрасту народной,
Создание
макетов,
классической, детской коллекций
и
их
разносторонней,
творческой
личности.
Овладение
разнообразными
двигательными
навыками
умениями
музыки
Экспериментирование
со звуками
Музыкальнодидактическая игра
Разучивание
и музыкальных игр и
танцев
Совместное пение
оформление
Рассматривание
эстетически
привлекательных
предметов
Игра
Организация выставок
Слушание
соответствующей
возрасту
народной,
классической, детской
музыки
Музыкальнодидактическая игра
Беседа интегративного
характера,
элементарного
музыковедческого
содержания)
Интегративная
деятельность
Совместное
и
индивидуальное
музыкальное
исполнение
Музыкальное
упражнение.
Попевка
Распевка
Двигательный,
пластический
танцевальный этюд
Танец
Творческое задание
Концертимпровизация
Музыкальная
сюжетная игра
Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:
1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично,
так и всего коллектива.
2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей,
потребностей.
3. Компетентностный подход в профессиональной деятельности педагогов.
4. Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на
взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.
Оптимальный процесс развития ДОУ невозможен без грамотного
методического сопровождения происходящих преобразований в образовательном
процессе.
Основные принципы методического сопровождения процесса развития ДОУ:
Принцип научности
заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь
научное обоснование. Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам
понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы,
методики.
Принцип системности
Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий
(каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него).
Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между
мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.
Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.
Принцип дифференциации
– задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от
уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении
определённого результата – своего для каждого педагога.
Принцип практической направленности и открытости методической помощи
тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в
любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только
плановую, но и оперативную.
Оперативность, гибкость и мобильность.
Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в
систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.
Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных,
обязательных и добровольных форм и видов методической работы и
самообразования.
Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала
мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления
творчества, активности.
Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения
квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения
новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития, и
возможность обобщить данный багаж знаний.
Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ
Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны предыдущие восемь
принципов. Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической
базы ДОУ, современным программно-методическим обеспечением.
5. Аналитическое и прогностическое обоснование программы.
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2022 - 2025
годы обусловлена важностью целей развития образования и сложностями
социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области
образования
–
повышение
доступности
качественного
образования,
соответствующего
требованиям
инновационного
развития
экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина, остается неизменной.
В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до
2022 года представлена современная модель образования, ориентированная на
повышение качества образования. «Развивающемуся обществу нужны современно
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного
образования является обеспечение гарантий доступного и качественного
дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для
последующего успешного обучения ребенка в школе.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного
образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном
учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на
приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок
выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях
самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и
созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание
в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих развитие личности каждого
ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть
предстоящих изменений.
Необходимость введения данной программы обусловлена пересмотром
содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и
педагогических
технологий,
а
также
информационных
технологий.
Интерактивные, компьютерные технологии в последнее время занимают ведущее
место в работе с детьми и их родителями (законными представителями). Во всем
мире использование ИКТ в различных сферах деятельности стало частью культуры
и необходимой нормой. Владение интерактивными, информационно компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в
новых социально- экономических условиях, а образовательному учреждению –
перейти в режим развития.
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его
модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические
перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного
образования в последние годы приобрела актуальный характер. В
общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие
современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в
условиях современного образования каждое дошкольное учреждение должно
поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою
индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве.
6. Проблемный анализ деятельности учреждения позволил выявить проблемы
Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие проблемы в развитии,
увеличилось количество детей с ОВЗ и инвалидностью. Все они требуют создания
в учреждении условий для освоения данной категорией детей ООП ДО.
Актуальной остается проблема привлечения родителей к созданию совместных
проектов. В связи с этим нужно выстроить работу с родителями воспитанников,
таким образом, что бы они являлись полноценными участниками образовательного
процесса.
Все помещения МДОУ функционируют по назначению. В ДОУ созданы
материально-технические
условия
для
качественного
осуществления
воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности.
Разнообразная развивающая предметно-пространственная среда групп
(пособия, игры, игровые и дидактические пособия, развивающие зоны).
Анализ материально-технических ресурсов ДОУ свидетельствует, что создание
РППС и пополнение материально-технического оснащения в учреждении
находится на организационном этапе. РППС помещений ДОУ пополняется в
соответствии с требованиями программы, реализуемой в ДОУ. Приобретение УМК
для реализации ООО ДО является важной задачей.
Укомплектованность кадрами составляет 100%. Образовательный уровень
кадров учреждения достаточно высок. Повышение квалификации педагогических и
руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с
графиком. На данный период 5 педагогов не имеют квалификационные категории.
Обусловлено это тем, что в ДОУ пришли работать молодые педагоги, а также
педагоги, у которых педагогический стаж работы менее двух лет, что не позволяло
им выйти на процедуру аттестации.
Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию
роста активности и их самостоятельности, стремления к инновациям и
исследованиям. В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном
режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к
повышению квалификационной категории, 100 % педагогов в той или иной мере
владеют ИКТ. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с
деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, с
вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от консервативной
учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и
педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования,
перехода к ФГОС. Необходимо сосредоточить особые усилия в этом направлении.
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности. В Учреждении формируются коллегиальные
органы управления, к которым относятся:
- Общее собрание работников Учреждения;
- Педагогический совет Учреждения;
- Родительский комитет.
Управление в ДОУ осуществляется комплексно, т. е. выполняются все функции
управленческой деятельности в своей взаимосвязи:
аналитико-диагностическая,
мотивационно-стимулирующая,
планово-прогностическая,
организационно-исполнительская,
контрольно-оценочная,
организационная.
Развивается самоуправление через делегирование полномочий, что в большей
мере привлекает к управленческой деятельности воспитателей и специалистов.
Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и
согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и
педагогов, а также на стимулирование деятельности сотрудников, экономию
ресурсов и времени.
Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям,
доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее
прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и
проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения.
В ДОУ практикуется материальная и моральная поддержка инициативы
работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка
работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Управление ДОУ строится
на принципах единоначалия и самоуправления, взаимной ответственности всех
участников образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости и
демократизации, ценностно-личностного подхода к сотрудникам ДОУ и
осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования и
Уставом ДОУ.
7. Стратегический план действий по реализации программы
Стратегия развития ДОУ рассчитана на период до 2025 года. Стратегия
определяет
совокупность
реализации
приоритетных
направлений,
ориентированных на развитие детского сада. Программа будет реализована в 20222025 годы в три этапа:
1-ый этап – подготовительный (2022-2023 уч.г)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии
с Программой развития;
- создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной
реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной
модели развивающего образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2023-2024 уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания организационных форм,
педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025 уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
7.1. Целевые показатели эффективности Программы развития
Программа развития обеспечит:
- условия для достижения относительно высокого уровня дошкольного
образования в рамках ФГОС ДО;
- психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного
процесса через использование инновационных технологий в образовательной
деятельности;
- повышение эффективности системы работы по сохранению и укрепления
здоровья всех участников образовательных отношений;
- условия, способствующие развитию профессиональных компетенций педагогов;
- формирование устойчивой системы сотрудничества ДОУ, семьи, социума для
обеспечения эффективного развития дошкольного образования.
Взаимодействие детей, родителей 1. Повышение качества образовательного
и педагогов
процесса,
построенного
на
принципах
взаимоуважения,
сотрудничества
и
партнерства между взрослыми и детьми.
2. Достижение положительной динамики в
снижении заболеваемости воспитанников,
выработка привычек здорового образа жизни.
3. Повышение качества консультативной
помощи родителям по выявлению и развитию
способностей детей дошкольного возраста.
4. Реализация права непосредственного
участия в образовательном процессе ДОУ.
Организация
процесса
образовательного 1.Создание условий для успешного освоения
новых педагогических технологий, поддержка
инновационной деятельности педагогов.
2. Использование педагогами инновационных
образовательных технологий.
3. Построение единого сообщества «родители
– дети –педагоги – социальные институты
детства» с целью обеспечения возможности
каждому дошкольнику реализовать свои
способности.
4. Построение воспитательного пространства,
обеспечивающего
формирование
патриотического сознания и гражданского
поведения,
духовно-нравственного
потенциала, социальной активности.
Повышение
образовательных услуг
качества 1. Выполнение социального заказа с учетом
приоритетных
муниципальных
и
региональных
направлений
развития
образования.
2. Расширение системы сотрудничества с
социальными партнерами по вопросам
развития
и
самореализации
детей
дошкольного возраста.
3. Повышение статуса учреждения среди
дошкольных образовательных учреждений
города и района, получение качественно
новых результатов образования
8. Мероприятия по реализации задач
1. Развивать систему органов самоуправления ДОУ, обеспечивая государственнообщественный характер управления.
2. Провести маркетинговые мероприятия по выявлению запросов родителей на
образовательные услуги.
3. Мотивировать педагогов к повышению квалификационной категории.
4. Осваивать эффективные технологии социального партнерства и взаимодействия
в интересах ребенка-дошкольника.
5. Обеспечивать доступные условия для получения дошкольного образования
разными категориями детей.
6. Обогащать предметно – пространственную развивающую среду и материальнотехническую базу дошкольного образовательного учреждения.
7. Внедрить профессиональный стандарт педагога.
Мероприятия
20222023
уч. год
20232024
уч.год
20242025
уч.год
Ответств.
лицо
1. Развивать систему органов самоуправления ДОУ,
обеспечивая государственно-общественный характер управления.
Внесение
изменений
в
нормативные акты ДОУ и
разработка новых локальных
актов,
регулирующих
организацию работы органов
самоуправления
ДОУ
в
соответствии с требованиями
Федерального
закона
от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации» и в соответствии с
ФГОС ДО
Организация
работы
по
приведению в соответствие с
требованиями
ФГОС
ДО
должностных
инструкций
педагогического состава
Обеспечение открытости участия
органов
самоуправления
в
управлении
ДОУ
через
официальный сайт
Разработка
системы
материального стимулирования
педагогов в соответствии с
показателями эффективности
+
Заведующий
+
+
+
+
+
+
+
Заместитель
заведующего
+
+
+
Разработка
и
реализация +
проектов
и
программ,
соответствующих
инновационному направлению
развития ДОУ
Оценка реализации ФГОС ДО
+
+
+
Заведующий,
заместитель
заведующего,
комиссия по
распределени
ю
выплат
стимулирую
щего
характера
Творческая
группа,
заместитель
заведующего
+
+
Создание рабочей группы для +
проведения
и
обобщения
результатов исследования
+
+
Заведующий
Заведующий,
заместитель
заведующего
2. Провести маркетинговые мероприятия по выявлению запросов
родителей на образовательные услуги.
Заместитель
заведующего
Размещение
результатов +
запросов
родителей
на
официальном сайте ДОУ
+
+
Заместитель
заведующего
3. Мотивировать педагогов к повышению квалификационной категории
«Реализация
основной +
образовательной программы»
+
+
Составление плана повышения +
квалификации педагогов
+
+
Участие
педагогов
в +
дистанционных
и
других
внешних курсах, конкурсах, в
том числе по переподготовке в
соответствии с ФГОС ДО
Проведение
семинаров- +
практикумов
Стимулирование
+
самообразования педагогов
+
+
Заместитель
заведующего
+
+
+
+
Активизация работы с молодыми +
педагогами
+
+
Организация
методического +
сопровождения педагогов для
обеспечения
соответствия
требованиям Профессионального
стандарта педагога в ДОУ
Разработка
системы +
материального стимулирования
педагогов в соответствии с
показателями эффективности
+
+
Заместитель
заведующего
Заведующий,
заместитель
заведующего,
Заведующий,
заместитель
заведующего,
Заведующий,
заместитель
заведующего,
Участие членов педагогического
коллектива и подготовка
воспитанников к участию в
конкурсах разного уровня;
муниципальном, региональном,
+
+
+
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги,
специалисты
Заместитель
заведующего
Заведующий,
заместитель
заведующего,
комиссия по
распределени
ю
выплат
стимулирую
щего
характера
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги
федеральном.
Создание сайтов педагогов ДОУ
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги
Повышение квалификационного +
+
+
Заведующий,
ценза педагогов
заместитель
заведующего,
педагоги
4. Осваивать эффективные технологии социального партнерства и
взаимодействия в интересах ребенка-дошкольника.
Разработка
проектов +
+
+
Заместитель
взаимодействия
ДОУ
с
заведующего,
социальными партнерами
педагоги
+
Организация цикла мероприятий +
+
+
Педагоги
для родителей по воспитанию
детей с учетом индивидуальных
особенностей
Совершенствование наглядно- +
+
+
Педагоги
информационных
(информационноознакомительных;
информационнопросветительских) форм работы
с семьей.
Использование
ресурсов +
+
+
Педагоги
социокультурной
среды
(библиотеки, музеи и др.) для
обогащения
образовательного
процесса
Создание
информационно- +
+
+
Заведующий,
коммуникативной
среды,
заместитель
обеспечивающей
повышение
заведующего
родительской компетентности в
вопросах развития и воспитания
детей (сайт ДОУ)
4. Обеспечивать доступные условия для получения дошкольного
образования разных категорий детей.
Изучение опыта работы по теме
«Создание адаптивной среды»
+
Разработка
методических
рекомендаций по работе с
разными категориями детей
+
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги
Разработка
новых
+
+
Заведующий,
образовательных практик по
заместитель
работе с детьми с ОВЗ
заведующего,
педагоги
Создание банка методических +
+
Заместитель
рекомендаций по здоровому
заведующего,
образу жизни дошкольников
педагоги
6.Обогащать предметно – пространственную развивающую среду и
материально-техническую базу ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО.
Постоянное
отслеживание +
+
+
состояния
пространственной
предметно- развивающей среды
в соответствии с ФГОС ДО, ее
модернизация и развитие
Приобретение
игрушек
и +
+
+
методического обеспечения в
соответствии с образовательной
программой (ФГОС ДО)
Приобретение оборудования для +
+
+
игровых
и
познавательных
уголков в группе
Пополнение среды материалами +
+
+
для
работы
с
разными
категориями детей
Дополнение
учебно- +
+
+
методического
комплекта
образовательной программы
Применение в образовательном
+
процессе
интерактивных
технологий
и
электронных
образовательных ресурсов
7. Внедрить профессиональный стандарт педагога
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заведующий,
заместитель
заведующего,
педагоги
9. Система контроля за выполнением основных разделов программы
Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в
определенной последовательности с использованием алгоритма контроля:
Цель контроля - объект контроля - разработка плана контроля - сбор информациипервичный анализ изученного – выработка рекомендаций- проверка исполнения
рекомендаций.
Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя
несколько этапов:
сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в
виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений воспитанники);
изучение документации;
обработка полученной информации;
обсуждение на Педагогическом совете, Родительском совете полученных
данных, их анализ и интеграция.
Утверждение на Педагогическом совете направлений корректировки
образовательного процесса; Родительском совете - способов взаимодействия ДОУ
и семьи.
Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта.
Разработка рекомендаций.
10. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на:
расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде,
дидактических материалов, аудио и видео материалов, средств обучения, в
том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек,
электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех
видов образовательной деятельности и создания развивающей предметнопространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детейинвалидов),
приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе,
расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов,
пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое
сопровождение
деятельности
средств
обучения,
спортивного,
оздоровительного оборудования, инвентаря,
оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к
информационной сети Интернет;
расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием
педагогических работников по профилю их деятельности, расходами на
проезд в областной центр;
иные расходы, связанные с реализацией Программы.
11. План материально - технического обеспечения Программы
№ Мероприятия
Этапы,
сроки
Сведения об источниках, формах,
привлечения трудовых,
материальных ресурсов для их
реализации
выполнения
Источник
финансирования
Исполнители
Местный бюджет
Заведующий
1
Оснащение
методического
кабинета
в
соответствии с ФГОС
ДО
2
Приобретение
2022-2025 гг. Субвенция,
дидактического,
областной бюджет
игрового
материала
для оснащения ППРС
в
соответствии
с
ФГОС ДО
Заведующий
3
Выполнение
предписаний
Заведующий
4
Приобретение мебели 2022-2025 гг
в помещения ДОУ
Местный бюджет
Заведующий
5
Приобретение
интерактивных досок
в группы
Приобретение
ноутбуков,
оргтехники
для
педагогов
Подписка
периодических
изданий
Курсы
повышения
квалификации
педагогов
2022-2025 гг
Местный бюджет
Заведующий
2022-2025 гг
Местный бюджет
Заведующий
2022-2025 гг
Местный бюджет
Заведующий
2022-2025 гг
Местный бюджет
Заведующий
6
7
8
20222025 гг.
По
Местный бюджет
поступлению
12. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
(как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного
учреждения должна представлять собой учреждение, имеющее опыт работы по
созданию условий для реализации ООП ДО развития детей с 1.6 до 7 (8) лет, их
социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- постоянное развитие учреждения;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего
образования;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи,
характеризующуюся
мобильностью,
гибкостью,
вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации
правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
- принципиально новую предметно-пространственную развивающую среду, в
которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы
элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения и
развития инициативы детей.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития.
13. Критерии результативности
Показатели
Критерии
образовательного
процесса
учебноОбразовательная 1.Оснащенность
методическими пособиями и оборудованием в соответствии с
среда
ФГОС,
доступность
материалов
для
свободного
инициативного действия детей.
2.Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими
необходимую квалификацию.
3. Соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и норм.
4. Наличие всех видов благоустройств:
- замена малых архитектурных форм на новые;
- спил деревьев (угрожающих) и подрезка деревьев на
территории МДОУ;
- устройство теневых навесов;
- асфальтирование дорожек;
- новые оконные блоки;
- удобная трансформируемая мебель для детей.
5. Информатизация образовательного процесса:
приобретение
программного
обеспечения
для
образовательной деятельности;
приобретение ноутбуков для педагогов с целью ведения
электронной документации и подготовки к проведению
образовательной деятельности.
6. Обеспечение безопасности всех участников
образовательного процесса.
Ресурсы
образования
1. Повышение уровня квалификации педагогов.
2. Ежегодное участие педагогов в мероприятиях по
представлению опыта работы на уровне города, региона.
3. Ежегодное участие педагогов в конкурсах на уровне
города, региона.
4. Расширение сети взаимодействия с учреждениями и
организациями города.
Образовательные 1.Количество воспитанников, потребности которых
результаты детей удовлетворены (динамика детского развития, результаты
различной детской активности):
успешное обучение выпускников ДОУ в школе;
успешность воспитанников и выпускников в разных
областях деятельности (победы в конкурсах разной
направленности, спортивных соревнованиях)
2. Реализация возможности индивидуального подхода к
детям:
разработка индивидуальных образовательных
маршрутов;
разработка индивидуальных планов
Внешняя оценка
(родители,
учредитель)
1.Удовлетворенность родителей (законных представителей)
реализацией образовательной программой.
2. Выполнение муниципального задания